Следуя эффекту толпы, покупатели вопреки здравому смыслу сметают с полок супермаркетов в свои тележки массу бесполезных и ненужных товаров. Такую картину можно наблюдать в супермаркетах в период акций и распродаж. Да и в обычные дни покупатели супермаркетов, за редким исключением, покидают магазины с гораздо большим количеством пакетов, чем им требуется и чем позволяет семейный бюджет.
Как же уберечь свой кошелек от необоснованных затрат? Для этого необходимо знать маленькие хитрости по размещению товаров в супермаркетах и придерживаться определенных правил при совершении покупок. Кроме того, нужно уметь ориентироваться в торговом зале и знать полезные зоны и полезные для покупателя места.
Прежде всего, следует обратить внимание на самую интересную и полезную часть торгового зала — место у входа. Как правило здесь размещаются достаточно недорогие продукты или вещи, однако большинство покупателей следуют мимо них к центру зала. Это первая маленькая хитрость продавцов.
Далее – осмотреть нижние полки. Хорошо подготовленные мерчендайзеры великолепно ориентируются в психологии покупателей, обращающих внимание только на тот товар, который у них на виду. Поэтому на полках, расположенных на уровне глаз специально размещается самый дорогостоящий товар. Помните, что есть и другие, более дешёвые и не менее качественные товары, ждущие вас на нижних или верхних полках.
У вас разбегаются глаза от ярких этикеток и изобилия торговых брендов? Хочется купить все и сразу? Не поддавайтесь сиюминутным соблазнам! Вначале хорошо осмотритесь, дайте глазам привыкнуть, в супермаркете товаров хватит на всех!
Не спешите тратить свои деньги на всякие мелочи и приятную ерунду. Не поддавайтесь желанию приобрести не очень нужную вам вещь только из-за «вкусной» цены. Группа сопутствующих товаров в супермаркетах приносит им значительную выручку. Вот, например, компакт и DVD-диски с музыкой и фильмами. Нужны ли вам диски с такими фильмами и по такой цене?
Еще один подводный риф — товары на выходе перед самой кассой. Это самая опасная для покупателя зона. Ваша корзина полна покупок, вы расслаблены и вдруг вспоминаете, что что-то забыли купить. Психология человека такова, что он это «что-то» невольно для себя заменит покупкой чего-то из ассортимента товаром перед кассой. Там представлены ходовые товары по достаточно высокой цене, такие как: кириешки, леденцы, жевательная резинка, семечки, презервативы, сигареты. Подумайте, необходимы ли они вам именно сию минуту?
С осторожностью относитесь к группе товаров, выставляемых на паллетах — больших прямоугольных конструкциях из упаковок товара, стоящих посередине зала. Как правило, цены на товары там несколько завышены. Поищите на полках товар аналогичного качества и проведите мониторинг цен.
Не проходите мимо группы не брендовых товаров. Не беда, что они не прельщают яркими этикетками и всемирно известными марками. Однако ассортимент их разнообразен, а качество порой не уступает товарам известного бренда.
ВНИМАНИЕ: ловушки маркетологов
Чтобы действительно принести домой только нужные покупки и не купить лишнего, следует изучить хитрые приёмы маркетологов, применяющих различные хитрости при выкладке товара. В результате этих, довольно простых, но, тем не менее, чрезвычайно эффективных приёмов, люди приобретают гораздо больше товаров, чем изначально планировалось.
Какие же это приёмы?
1. Продукты первой необходимости – молоко, мясо, масло, крупы – выложены, очень продуманно, в дальних отделах магазина. Зато фрукты и овощи располагаются прямо у входа. Человек, собиравшийся купить картошку и помидоры, покупает дополнительно несколько других овощей и фруктов, хотя закупленные в прошлый раз еще не съедены.
Человеку, пытающемуся отыскать, где находятся макароны или гречка, на глаза попадаются, прежде всего, выложенные на уровне глаз продукты здорового питания: то же самое, но якобы чудодейственное, а потому стоящее в несколько раз больше.
Обыкновенные же продукты (недорогие) находятся на нижних полках стеллажей и если не наклониться, их можно просто не увидеть.
Самые востребованные, молочные продукты, несмотря на долгие сроки хранения, поступают в магазин ежедневно. Но свежие поступления выкладываются позади вчерашних, поэтому следует попробовать достать те пакеты, которые задвинуты к самой стенке. И следует весьма внимательно смотреть на дату изготовления и сроки годности.
2. Ни в коем случае нельзя идти за продуктами голодным и с детьми. Прямо на входе (или очень близко) располагаются кулинарный и хлебный отделы, откуда доносятся чрезвычайно вкусные запахи (а зачерствевшие изделия могут побрызгать специальными спреями). Даже если нужно зайти за хлебом в этот отдел, не стоит соблазняться выложенными – один краше другого – тортами, пирожными и булочками.
3. Анализируем ценники. Часто случается, что около товара нет ценника. Или есть, но с зачёркнутой «старой» ценой и существенно меньшей «новой». В этом стоит усомниться – магазин старается не торговать себе в убыток. Если что-то распродается слишком дёшево, стоит внимательно изучит этикетку и удостовериться, что до истечения срока годности далеко. Еще одна ловушка: цены на ценниках и у кассира – разные. Стоит приходить с блокнотом и записывать цены на всё, что положено в тележку.
4. Не берите тележку – они выпускаются специально такими объёмными, чтобы человеку не казалось, что он уже много лишнего набрал (как оно есть на самом деле). Следует брать корзину, которая своей тяжестью напомнит о необходимости побыстрее дойти до кассы.
5. Возможность пощупать товар. Всё лежит на полках и взять можно любой товар. Человек, осмотревший внимательно банку или упаковку, в 7 случаях из 10 кладёт ее в корзинку, хотя не собирался данный товар покупать.
6. Музыка в супермаркетах обычно относится к типу релаксационной (расслабляющей) и человек идёт медленнее, чем планировал. А по пути невольно осматривает полки, где на самом просматривающемся уровне выложены самые дорогие товары.
7. Возле кассы обычно расположены разные соблазнительные мелочи – от жвачек до модных журналов, и пока движется очередь в кассу, человек поневоле их рассматривает. И часто берёт.
Избегаем ловушек
Если знать обо всем этих ловушках и постоянно соблюдать несколько нехитрых правил, вполне можно посмеяться над всеми хитростями маркетологов.
- В магазин идти только со списком необходимого и строго его придерживаться.
- Никогда не идти в магазин, особенно за продуктами, голодным.
- Не брать с собой детей кроме тех случаев, когда это совершенно необходимо – для примерки обуви или одежды.
- В кошельке не должно быть слишком много денег, сознание того, что на кассе может не хватит средств, будет своеобразным тормозом против лишних покупок.
- Акции обычно являются способом быстро реализовать залежавшийся товар, сроки которого вскоре должны истечь.
- Обязательно детально прочитывать сроки годности и не лениться доставать товар, находящийся в последнем ряду (он, как правило, самый свежий).
- Избегать приобретать фасованные овощи и фрукты – это способ сбыть товар, который начал гнить.
- Внимательно следить за действием кассира и прямо у кассы сверять чек с записями цен всех покупок. Даже если цены совпадут, кассиры часто добивают в чек то, чего человек не приобрёл.
- Сверить перечень продуктов в чеке со списком и проверить, удалось победить маркетологов или на сей раз победили они.